index

Немудрено, что после тесной и плодотворной работы с известными литераторами-сказочниками, художник сам становится писателем. Художника тянуло сделать комментарии к своим иллюстрациям. Но заказчики требовали от него только одно: иллюстрации. А Киттельсен начинает писать. Его рассказы, описание природы не менее выразительные, чем собственные картины. Он создает удивительные волшебные истории, которые погружают в созерцание прекрасной и необычной суровой северной природы, дремучих лесов и высоких гор, прозрачных озер и туманных фьордов. Он населяет мир таинственными мир фантастическими существами — домовыми, русалками, лесными и горными троллями, эльфами, злыми колдунами и добрыми волшебниками, ниссе и опасными водяными, заколдованными девами, ведьмами и бессмертными, величественными драконами, встреча с которыми может изменить судьбу человека. «В этом краю нет ярких красок: серые скалы и зеленовато-бурые леса могут показаться мрачными и даже страшными. Но как загадочны они в серебристой утренней дымке и какой радостью лучатся, едва проглянет на миг солнце», – писал художник о своих ощущениях.

Kittelsen The Dragon 1904В Мюнхене Киттельсен тоскует по норвежской природе. Он хочет вернуться домой. «Мне являются таинственные, романтичные и великолепные картины из нашей природы, и если я не смогу впредь объединять свою работу с настоящим изучением нашей Природы, я боюсь, что впаду в застой. Мне становится всё яснее и яснее, что я должен делать, у меня множество идей – но я должен, должен вернуться домой, иначе все они останутся невоплощенными», – объяснял он свою тягу к возврату на родину друзьям.
Когда Киттельсен вернулся домой, в родном городе его ждало разочарование. Природа там не оказалась той «таинственной, романтичной, и великолепной», к которой он так стремился. Но помог случай. Он с братом и сестрой отправился на остров Скумвэр, наиболее удаленный из цепи Лофотенских островов. Этот переезд обнадёжил Киттельсена – остров оказался настолько прекрасен, что художник полностью отдался своим новым впечатлениям. На крохотном, обдуваемом всеми ветрами островке, Теодор продолжает работу над иллюстрациями к «Перу Гюнту» и начинает цикл рисунков «Магия Троллей».
Th._Kittelsen_Prinsessen_lysker_trolletПоначалу Киттельсен задумывал в соавторстве с известным писателем Юнасом Ли создать книгу, иллюстрированную своими работами. Ли по каким-то причинам не удовлетворил художника, и Киттельсен решил сам описать свои иллюстрации.
Встреча с троллем – сюжет многих норвежских историй. Они послужили тематикой картины Киттельсена. Так началось знакомство Киттельсена со скрытым для простых смертных таинственным миром волшебных существ. У художника был удивительный дар: глядя на обыкновенные деревья, переплетенные корни, корявые пни, видеть в них прячущихся обитателей другого мира. Не каждому дано заглянуть в него! Киттельсен – был одним из немногих. Именно он познакомил нас с удивительными существами – троллями, и даже нарисовал несколько их портретов. «Лесной тролль», «Тролль, задумавшийся над тем, сколько ему лет», «Горный тролль», «Тролль, моющий своего детеныша», – наиболее значительные работы художника. Мир этих существ был изучен художником настолько детально, что в его художественных произведениях грань между реальностью и вымыслом почти неразличима.
trioНа острове, родились его собственные книги. Это «Жизнь в стеснённых обстоятельствах», «С Лофотенских островов», «Колдовство». В них колоритные портреты норвежской нечисти дополняются рассказами, основанными на быличках, этаких историях, основанных на народном фольклоре. Норвежец, читавший их, будет утверждать о реальности событий, описанных в них. И не пытайтесь перечить ему, он свято уверен, что слышал это от дедушки в детстве. В своих рассказах Киттельсен ни кого не забывает: это и лесные тролли, и скрытый народец – ниссе, лесная красавица хюльдра. Не забудет властелина лесов и болот – водяного и грозу рыбаков – морского царя. Если их рассматривать на иллюстрациях художника, то у вас сложится впечатление, что все эти персонажи жили и живут среди природы. А если мы их не видим, то никто кроме нас в этом не виноват.
August_Malmström_-_Dancing_Fairies_-_Google_Art_ProjectЧто бы ни изображал Киттельсен – лес в зимний день, туман над водой, цветочные луга в июньскую ночь, двор в сумерках, озеро в лесу с водяными лилиями и мистической дымкой, острова в солнечный летний день… – всё это будет изображено настолько натурально, что появляется ощущение пребывания на описываемом им месте. И для многих, совершенно неожиданно открывается, что он еще и писатель. Да такой, что его известность как иллюстратора отходит на задний план.
TheodorKittelsenКиттельсен на основе народных норвежских сказок создал свою знаменитую книгу сказок о троллях. Дочь художника, Ингрид Киттельсен Трейдер, в воспоминаниях о детстве писала: «Мы никогда не видели вблизи в лесу троллей, но прекрасно знали, что они прячутся неподалеку и подстерегают нас – особенно, когда мы совершаем прогулку в одиночестве. И поэтому мы предпочитали гулять вместе с папой, потому что в этом случае нам не приходилось опасаться даже тролля. В том, что папа видел троллей, водяных и хюльдр, мы нисколько не сомневались. И нам тем более не показалась странным, что, когда папа узнал о рисунках троллей, выполненных художником Блоком, он воскликнул: «Он рисует троллей? Он? Да ведь он в жизни ни разу не видел тролля!» Нам, детям, казалось настоящим оскорблением, если кто-то другой, кроме папы, пытался нарисовать тролля, ведь им и пытаться не стоило – им, которые в жизни своей ни разу не видели тролля».
Theodor-Kittelsen-NokkenХудожник своими рисунками словно призывает нас: люди, раскройте глаза и посмотрите вокруг. Присмотритесь к обычным вещам. И как знать, может, и вам откроется удивительная жизнь за гранью обыденного.
В то время многие норвежские живописцы рисовали леса своей родины, и Киттельсен, с его «Тирилиль-Тове» и другими работами акварелью и маслом, показал себя одним из лучших пейзажистов Норвегии. Этой серией своих работ художник как бы провозглашает себя «Переводчиком с языка Природы».
От обычных, реалистичных пейзажей до чистой фантазии для Киттельсена был всего один шаг.Theodor_Kittelsen_-_Det_rusler_og_tusler_rasler_og_tasler,_1900_(Creepy,_Crawly,_Rustling,_Bustling)Все вокруг – камни и пучки травы, мох и сосновые ветви, стволы деревьев, пни и корни – всё навевало его воображению фантастические картины людей или троллей. Картина «Снопы пшеницы в лунном свете» наилучшим образом иллюстрирует, как тонка грань между действительностью и фантазией. Несколько легких мазков кисти превращают группу снопов под желтым светом осенней луны в компанию спокойных троллей, возвращающихся к себе под землю.

Theodor_Kittelsen_-_Kornstaur_i_måneskinn_ca_1900_Stooks_of_Corn_in_MoonlightА книга «Замок Сория-Мория»! Она была задумана для детей. Киттельсен снабдил свои иллюстрации собственными текстами, выполненными в «сказочной» манере. Это название что-то вроде русского в «Некотором царстве, в некотором государстве…» Художник проявился как мастер текста, так и рисунков, выполненных в сказочной манере. Не садитесь читать эту книгу без детей.

Theodor Kittelsen –bjerg

Глядя на свое чадо, впившееся глазами в эти рисунки, вы себя почувствуете ребенком и будете увлеченно читать текст и рассматривать иллюстрации. «Через тёмные горы и леса со всех сторон тянулись к замку вереницы странных существ. Некоторые были такие старые, что поросли мхом и кустарником, другие были и того старше, да такие скрюченные, что походили на корни сосны. Они уж и идти сами не могли, их приходилось нести. Кругом всё гремело и звенело, дышало и фыркало: все хотели на пир, в это золото и блеск, в сияющий замок Сория-Мория, дрожащий от шума голосов». Красиво написано, образно.

Theodor_Kittelsen_-_The_Ash_Lad_and_the_Troll_-_Google_Art_Project

Последней его работой стала автобиографичная книга «Люди и тролли». Киттельсен рассказывает о своей жизни. Помимо увлекательных повествований в книге очень много рисунков, в том числе и детских. Вскоре Киттельсена не стало.
Художник рано ушел из жизни. Но он остался в сердцах норвежцев как народный художник, сумевший запечатлеть все то, что живет в их сердцах. Старый друг Киттельсена художник Кристиан Скредсвиг посвятил ему следующие слова: «Киттельсен оставил после себя пустоту. Он был уникален – и не будет никого, кто за ним последует. Даже тролли исчезли навсегда вместе с ним. Во всяком случае, я никогда не видел их с тех пор». Это он, конечно, сказал для красного словца, чтобы подчеркнуть неповторимость творчества художника, что Киттельсен — национальное достояние и гордость Норвегии. Как фьорды, Ибсен и, собственно, тролли.

2071993_originalНа самом деле лесная нечисть никуда не делась. Она по – прежнему жива и здравствует себе «На высокой горе, в темном лесу, в глубокой норе», как вещает мой внук. Он привстает на стуле, показывает рукой в темное окно и кричит: «Смотрите, тролль!». Ты смотришь в окно и видишь только ветви деревьев, задевающих оконную раму и тени, разбегающиеся по земле от уличного фонаря…» И в том, что внук видит в окне заглядывающего тролля, его сверкающий и подмигивающий глаз будет, пусть немного, но «повинен» норвежский художник, писатель Теодор Северин Киттельсен.

Подробнее о норвежском иллюстраторе сказок, а также его работах можно узнать на сайте: http://www.kittelsen.ru/
Гришин В.А. Очерк Сказка глазами художника

Читайте также Гришин В.А. Очерк Сказка глазами художника. Часть 1

Публикацию подготовил: БНИЦ/Шпилькин С.В.