«Я учу финский язык!» Сколько раз вы с гордостью произносили эти слова!? А ведь для многих, финский язык так и не стал средством коммуникации, но остался инструментом знакомства с культурой, менталитетом и традициями этой удивительной страны.
Лично, я познакомился с Финляндией в далеком 1988 году, попав туда впервые, будучи самым обыкновенным советским школьником, изучавшим в школе финский язык. Про Финляндию я знал и до этого знакомства. Знал, что в школах дети ходят босиком, едят лакрицу (уже на тот момент всецело любимую и обожаемую мной), ходят с родителями в сауну, хорошо катаются на лыжах, я знал даже про Урхо Кекконен и Finlandia-talo – очень странное и необычное здание, которое было настолько необычным, что его даже изобразили на финской марке, кстати, одной из самых красивых валют европейского пространства, до введения евро.

аверс   реверс

Я даже знал о том, что финны делают фруктовый салат и дарят необычные подарки. О последнем я знал не понаслышке, ведь однажды, вернувшись с гастролей, мама показала мне красивую коробочку, которую получила в подарок от своей финской знакомой. Каково же было мое удивление, когда я увидел аккуратно запакованную, насыщенного синего цвета кривую стекляшку, абсолютно непонятного мне на тот момент назначения. Честно говоря, я даже не помню о чем тогда подумал, но уж точно не разделил родительского восхищения и эмоций. Только спустя много лет, я, сидя в гостиной моего финского товарища, увидел аналогичную той, когда-то давно, подаренной маме вазу и был пристыжен им за свою культурную безграмотность. Я думаю, что вы уже прекрасно понимаете, о чем идет речь и что за кривая синяя стекляшка лежала в той коробочке – финский фетиш, икона финского дизайна, легендарная ваза Savoy.savoy color1

Алвар Аалто – вот имя этого выдающегося архитектора и дизайнера, создателя ряда выдающихся произведений современного искусства, ставших впоследствии эталонами нестандартного подхода в решении простых задач и прославивших на весь мир такое направление, как Скандинавский дизайн.

Его называют основоположником «скандинавского функционализма» в архитектуре Северной Европы. «Отец модернизма», «крупнейшая фигура современной школы дизайна Финляндии» – такими эпитетами критики награждали финского дизайнера и архитектора Алвара Аалто. Сам Аалто родился в небольшом финском городке Kuortane 3 февраля 1898 года. Аалто говорил, что сама природа родного края часто подсказывала ему как творить. В своем творчестве он много работал с природными материалами, проводил эксперименты с гнутой древесиной.

стулья

Всю свою жизнь он изучал традиции народного зодчества Финляндии и гибко сочетал традиционные стили архитектуры с современными материалами и принципами дизайна, органично вписывая свои творения в красоту северного пейзажа. После окончания Политехнического университета в Хельсинки Аалто начал с должности архитектора в небольшом городе Ювяскюля. В 1935 году Аалто принял решение основать собственную архитектурную и дизайнерскую мастерскую, которую назвал «Artek». Соавтором множества его работ и постоянным помощником была его жена тоже архитектор по образованию. Первая крупная собственная работа Аалто, которую сразу заметили за пределами страны — это здание городской газеты, построенное в стиле функционализма. Аалто начали приглашать для проектирования крупных зданий в других странах: Италия, США, Ирак, Франция и других. Всего Аалто создал за рубежом около 12 интересных проектов. В числе наиболее известных проектов Аалто: дом культуры в Хельсинки, дворец «Финляндия»,

Finlandiatalo

дом-студия в Мунккиниеми,

munkkiniemi

санаторий в Паймио,

paimio2paimio3 paimio1библиотека в Выборге, муниципальный деловой и культурный центр Säynätsalo,

säynätsalo

Управление пенсионного обеспечения в Хельсинки, Дом Северных стран в Рейкьявике, приходской центр и церковь Трех крестов в Вуоксенниска. Также архитектора приглашали проектировать крупные промышленные объекты, выставочные павильоны, жилые дома и культовые сооружения. Большинство зданий, спроектированных Аалто, представляют собой «здания для жизни». Аалто четко делил здание и помещения на блоки, отвечающие заданным функциям: работа, отдых, перемещение. Здание обязательно должно быть вписано в природные условия, поэтому изучение окружающей среды занимало в проекте не последнее место. Это позволяло архитектору добиваться нужной ему эстетики проекта. Архитектор не считал нужным украшать здания, считал, что «элементы декора могут помешать единству архитектуры и окружения здания». Свет — это то, что интересовало Аалто, как дизайнера. Когда он проектировал здание, он пытался компенсировать недостаток солнца в климате родного края, поэтому разработал схемы устройства «бестеневого освещения». Наиболее интересен проект архитектора в городе Выборг.

kirjasto1 kirjasto3 kirjasto2Здесь Аалто работал над проектом библиотеки, где был сконструирован оригинальный потолок из волнообразных деревянных пластин. Согласно принципам «бестеневого освещения» в библиотеке были сделаны стеклянные стены, а также окна прямо в потолке. Аалто всегда старался раскрыть свойства природных материалов по максимуму. Считал, что здание может слиться с окружающим пространством. Только так, по мнению Аалто можно реализовать главный постулат архитектуры, в который верил дизайнер: природа и архитектура являются одним целым.