533d2a415ec9a

Шестой фестиваль «Датская волна» в Москве лаконичен, но глубок: три премьеры плюс ретроспектива живого классика с непростой судьбой – кино не просто выдающихся художественных достоинств, но предельной честности. Откровенное кино, выбирающее зрителя доверенным лицом, превращающее его в соучастника.

Фестиваль откроется фильмом И в горе, и в радости / Sorg og glæde в Центре документального кино. Гостем открытия станет режиссер Нильс Мальмрос.

ГОСТИ ФЕСТИВАЛЯ

Нильс Мальмрос

Режиссёр «И в горе, и в радости», «Барбара», «Древо познания», «Полночный Орхус»

Родился в 1944 году в Орхусе, Дания, в семье нейрохирурга. Изначально планировал пойти по стопам отца и даже поступил на медицинский факультет, однако, посмотрев «Жюль и Джим» (Jules et Jim, 1962) Франсуа Трюффо, решил заняться кино. Медицинское образование он закончил, но позже, в 1988 году.

Свой первый фильм «Странная любовь» (En mærkelig kærlighed, 1968) режиссёр снял на собственные деньги с актёрами-любителями – премьера состоялась в родном городе Мальмроса, где работу молодого режиссёра сочли незрелой и откровенно копирующей Трюффо. Второй фильм, «Ларс Оле, 5 класс» (Lars Ole, 5c, 1973), Мальмрос снова снял за свои деньги, дважды получив отказ в финансировании от датского Фонда кинематографии. Вышедший через четыре года после начала работы над ним, фильм получил высокое признание критиков, а фонд, отказавшийся поддержать молодого режиссёра, был расформирован. За этот фильм Мальмрос получил первую в своей карьере награду «Бодиль» – национальную кинопремию Дании.

Лучшим датским фильмом по версии премии «Бодиль» стала и следующая работа режиссёра, «Мальчики» (Drenge, 1977). Картина «Древо познания» (Kundskabens træ, 1981), посвященная жизни и проблемам 17‑летних подростков, была официально включена правительством Дании в национальный «Культурный канон». В последующие тридцать лет Мальмрос снял ещё семь картин о детских проблемах и переживаниях с участием юных актёров-непрофессионалов и дважды становился лауреатом премии «Бодиль» – за фильмы «Красавица и чудовище» (Skønheden og udyret, 1983) и «Боль любви» (Kærlighedens smerte, 1992).

ФИЛЬМЫ

И в горе, и в радости / Sorg og glæde

Дания 2013, 107 мин.
Режиссёр Нильс Мальмрос

В ролях: Якоб Седергрен, Хелле Фагралид, Ида Двингер, Кристиан Халькен, Николас Бро, Хелле Херц

Радикальная семейная драма – о любви как болезни и единственном спасении.

Первая половина 1980-х. Йоханнес – успешный режиссер, чей новый фильм наверняка ждет прекрасная фестивальная судьба, мудрый интеллигентный человек и, на первый взгляд, идеальный муж. Только отчего-то его жена Сигне, милейшая и добрейшая женщина, учительница начальных классов, обожаемая детьми и уважаемая коллегами, несчастна. Несчастна глубоко и отчаянно, несчастна до безумия, толкающего её на немыслимый, недоступный человеческому пониманию поступок – кровавое преступление, разрушающее семью и жизнь. Но не криминал и патология волнуют автора фильма, а возможность признать вину, заслужить прощение и вернуться к человечности.

Последний на сегодня фильм Нильса Мальмроса – очередная глава его многолетней кино-автобиографии, глава тяжелая и жестокая, в первую очередь, по отношению к самому себе. Мало кто из режиссеров способен на такую публичную исповедь, на работу, ставящую столь трудные, но необходимые вопросы. Неслучайно еще до начала съёмок Мальмрос объявил, что приступает к самой важной картине в своей жизни. Отец режиссера был врачом – и этот фильм сродни шоковой терапии.

Награды и фестивали:

Премия «Роберт» – лучшая женская роль

Номинация на премию «Бодиль» – лучший фильм, лучшая женская роль, лучшая мужская роль

Международный кинофестиваль в Риме – участник программы

Час рыси  / I lossens time

Дания/Швеция 2013, 100 мин.

Режиссёр Сёрен Краг-Якобсен

В ролях: Софи Гробёль, Пелле Фальк Крусбек, Сёрен Маллинг, Сигне Эгхольм Ольсен, Хенрик Бирк, Лия Бойсен

Туго закрученный психологический триллер с дозой убедительной мистики.

По ледяному шоссе северной Швеции, сквозь пургу и сугробы, бредёт легко одетый бледный блаженный юноша. Пожилая супружеская пара отворит ему двери своего тихого, стоящего на отшибе дома – и будет жестоко убита. Однако назвать злодеем этого паренька, прислушивающегося к звукам небесной арфы, авторы фильма не спешат. Кто он – будут разбираться тюремный психолог, на свой страх и риск запустившая программу адаптации приговоренных к пожизненному заключению маньяков, и женщина-священник, готовая вот-вот разувериться и в призвании, и в Боге…

Сёрен Краг-Якобсен – почтенный датский мастер, звёздный час которого пришелся на конец 90-х: именно он снял третий фильм по канонам придуманного Ларсом фон Триером манифеста «Догма». «Час рыси» далек от «догматического» реализма – это мастерски поставленный триллер, где в схватку вступают не люди, но идеи.

Награды и фестивали:

Номинация на премию «Бодиль» – лучшая женская роль

Номинация на премию «Роберт» – лучшая женская роль, лучшая женская роль второго плана

Кинофестиваль «Темные ночи» в Таллинне – участник программы

Рыба-солнце / Klumpfisken

Дания 2014, 100 мин.
Режиссёр Сёрен Балле

В ролях: Хенрик Бирк, Сусанне Сторм, Ларс Торпп Томсен, Миккель Вадсхольт, Крестен Андерсен, Йорген Бинг

Необычная любовная история – на тонкой грани между социальной драмой и лирической комедией.

Знаете, кого ненавидят датские рыбаки? Биологов-экологов, озабоченных сохранением разных морских популяций и, следовательно, препятствующих промыслу. Кессе – потомственный рыбак, переживающий, увы, нелегкие времена: весь в долгах как в шелках, на грани банкротства и потери лицензии. Зачем ему эколог на судне? Однако взамен компания обещает бонус – увеличение рыбо-добычи до трех тонн, и Кессе не остается ничего иного, как пустить на борт неприятного университетского умника. Впрочем, почему же неприятного? Биологом оказывается зажигательная брюнетка, к которой Кессе питает исключительно тёплые чувства. Что может помешать их позднему счастью? Только жажда наживы и неуважение к обитателям морских глубин…

Лёгкая экранизация популярной театральной пьесы – дебют Сёрена Балле, неглупое развлечение с необычными для такого буржуазного жанра, как романтическая комедия, персонажами. Кровь в их жилах течет точно не рыбья.

Награды и фестивали:

Международный кинофестиваль в Гётеборге – участник программы

Древо познания / Kundskabens træ

Дания 1981, 110 мин.

Режиссёр Нильс Мальмрос

В ролях: Эва Грам Скьольдагер, Ян Йохансен, Лине Арлиен-Сёборг, Мариан Вендельбо, Гитте Ибен Андерсен, Брайан Тейбель

Романтическое музыкальное ретро о школьных годах чудесных.

1958-й. Школьный класс. Старушка-учительница крутит чёрно-белые слайды с видами Нью-Йорка, шестиклассники хохмят и почти срывают урок. На директорском собрании юный Нильс Оле склоняет повинную белокурую голову и предлагает наказывать себя и соучеников штрафами: по два эре за болтовню на уроке, по четыре – за кнопку на стуле учителя. Так начинается калейдоскоп трогательных и комичных, радостных и трагичных эпизодов из жизни подрастающих датчан.

Конечно, Нильс Оле, переживающий первую сильную и безответную любовь – альтер эго самого Нильса Сигурда Мальмроса, но назвать его главным героем невозможно. Здесь все – главные: и потешный шалун Вилли, и неофициальная королева класса Анне-Метте, и красавчик Торкильд, и меланхоличная Элин, которой из-за скверной шутки ветрогона Йорна суждено стать школьным изгоем… Мальмрос реконструировал свои воспоминания с невероятной тщательностью и максимальным доверием к исполнителям: его камера наблюдала за детьми в течение двух лет – герои росли вместе с исполнителями. В итоге родился удивительный фильм-танец, вальсирующий вместе со своими персонажами: «кавалеры – с правой ноги, дамы – с левой». Танец, который лучше всего танцевать в темноте – переходящий в объятия и поцелуи.

Награды и фестивали:

Премия «Бодиль» – специальный приз за операторскую работу

Фестиваль «Дни скандинавского кино» в Любеке – приз зрительских симпатий

Барбара / Barbara

Дания 1997, 143 мин.

Режиссёр Нильс Мальмрос

В ролях: Аннеке вон дер Липпе, Ларс Симонсен, Трунн Хёвик, Йеспер Кристенсен, Йенс Оккинг, Хелене Эгелунн

53402342006de

Молодой священник и деревенская красотка пытаются свить семейное гнездо на холодном северном ветру.

Конец XVIII века. На оторванные от мира Фарерские острова приезжает молодой священник Поуль и с первого взгляда влюбляется в заглавную героиню – местную красавицу с нелестной славой разбивательницы сердец. Два ее предыдущих, ныне покойных, мужа тоже были священниками – от судьбы не уйдешь. Но семейное счастье Поуля и Барбары продлится недолго – слишком страстно и переменчиво сердце героини…

Сюжет, достойный «Санта-Барбары», – рефлексия на темы любви, боли и свободы, но важнее него в этом респектабельном произведении детально воссозданные бытовые мелочи, психологические нюансы, сильные характеры и атмосфера. Это первый фильм Мальмроса, основанный не на собственном опыте, а на романе датского классика Йоргена-Франца Якобсена, написанном в 1939 году. Однако и экранизацию чужих слов режиссер превращает в глубоко личное высказывание: Барбара для Мальмроса – собирательный женский образ, его эталонная прекрасная, непредсказуемая и опасная дама.

Награды и фестивали:

Премия «Роберт» – лучшая мужская роль второго плана, лучший монтаж, лучший звук

Награды и фестивали:

Берлинский международный кинофестиваль – участник программы

Премия «Бодиль» – лучшая мужская роль второго плана

Премия «Роберт» – лучший фильм, лучшая мужская роль, лучшая мужская роль второго плана, лучшая операторская работа, лучший свет

Международный кинофестиваль Festróia – лучшая операторская работа

Фестиваль скандинавского кино в Руане – приз зрительских симпатий

Полночный Орхус / Århus by Night

Дания 1989, 101 мин.

Режиссёр Нильс Мальмрос

В ролях: Томас Шиндель, Том МакЭван, Микаэль Карёэ, Сёрен Эстергор, Ларс Х.У.Г., Лине Арлиен-Сёборг

5340230ca0b40

Завораживающий коллаж кино и молодости

Орхус – город в Ютландии, антагонист столичного Копенгагена, родина Мальмроса и центральный персонаж этой причудливой картины, где явь и грезы, китчевое настоящее и ностальгические воспоминания о прошлом складываются в завораживающую мозаику. И прошлое здесь – многоуровневое и единое: детские годы автора – на равных правах со временем, когда он дебютировал в режиссуре, а его плотские познания неотделимы от первых любовных опытов героев…

В 1983 году Мальмрос пережил сильнейшую психологическую травму (о ней подробно рассказывает его новый фильм «И в горе, и в радости»), забросил кино и пытался заняться – по примеру отца – врачебной деятельностью. Но кино вызывает слишком сильную зависимость – отказаться от любимой профессии Мальмрос не смог и после пяти лет молчания вернулся в режиссуру именно «Полночным Орхусом», занимающим в его биографии особое место.

Основная программа фестиваля будет показана в кинотеатре «Формула Кино Горизонт».

Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

Возрастные ограничения: 16+

РАСПИСАНИЕ

Центр документального кино

Зубовский бульвар, 2

м. Парк культуры

www.cdkino.ru

23 апреля, среда

19:30                  Открытие,И В ГОРЕ, И В РАДОСТИ / Sorg og glæde; Q&A Нильс Мальмрос

Кинотеатр Формула кино Горизонт

Комсомольский проспект, 21/10

м. Фрунзенская

www.formulakino.ru

24 апреля, четверг

19:30                  БАРБАРА / Barbara

25 апреля, пятница

19:30                  ДРЕВО ПОЗНАНИЯ / Kundskabens træ

26 апреля, суббота

17:00                  ПОЛНОЧНЫЙ ОРХУС / Århus by night

19:00                  РЫБА-СОЛНЦЕ / Klumpfisken

27 апреля, воскресенье

19:00                  ЧАС РЫСИ / I lossens time

28 апреля, понедельник

19:30                  И В ГОРЕ, И В РАДОСТИ / Sorg og glæde

 

ОРГАНИЗАТОРЫ:
Королевское посольство Дании в Москве
Датский киноинститут
Арт-объединение CoolConnections
Кинотеатр Формула Кино Горизонт